Программа по развитию творческого мышления « У Лукоморья » социально-педагогической ориентации, направлена на развитие литературных способностей детей, формирование интереса к устному народному слову и воспитанию патриотизма.
Актуальность программы заключается в создании условий для развития мотивации к познанию и творчеству и творческой самореализации личности ребёнка.
Цель программы: обучение технологиям творческого мышления, развитие литературных способностей, воспитание патриотизма.
Задачи: знакомство с историей возникновения и развития технологий творческого мышления, изучение основных технологоческих методов творческого мышления, изучение основ создания литературных произведений.
Развитие образного мышления, индивидуальности при создании литературных произведений. Воспитание бережного и уважительного отношения к устному народному творчеству, воспитание культуры речи, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Отличительной особенностью данной программы является то, что изучая методы творческого мышления, ребёнок может создавать литературные произведения, в соотвнтствии со своими интересами, в различных жанрах.
В программе участвуют дети от 5-ти до 14 лет.
Срок реализации программы 2 года.
Занятия проводятся:
- 1-ый год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа;
- 2 -ой год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы занятий — сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии.
В результате реализации программы учащиеся первого года обучения будут знать: краткую историю создания технологии творческого мышления, отличительные особенности устного народного творчества и их классификацию, теоретические сведения о простых технологических методах творческого мышления.
Уметь: применять простые технологические методы творческого мышления на практике, сочинять несложные литературные произведения ( сказки, рассказы, небылицы).
В результате реализации программы учащиеся второго года обучения будут знать: основные технологические методы творческого мышления, теоретические сведения об основах создания литературных произведений.
Уметь: применять в своей деятельности методы творческого мышления, сочинять литературные произведения ( проза, поэзия, эссе).
Результативность обучения будет проверяться помощью написания литературных произведений на заданную тему, на свободную тематику. Оценивается оригинальность сюжета и его развитие.
Формами подведения итогов станут участие в литературных конкурсах, олимпиадах, викторинах.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ |
Темы программы |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Вводное организационное занятие |
2 |
— |
2 |
2. |
История развития творческого мышления |
4 |
— |
4 |
3. |
Устное народное творчество и его жанры |
18 |
24 |
42 |
4. |
История создания технологии творческого мышления |
6 |
— |
6 |
5. |
Методы творческого мышления |
6 |
16 |
22 |
6. |
Жанры литературных произведений |
16 |
12 |
28 |
7. |
Литературное произведение как идеальный конечный результат. |
4 |
6 |
10 |
8. |
Метод фокальных объектов. |
4 |
14 |
18 |
9. |
Воспитательная работа. |
12 |
12 |
|
Итого: |
60 |
84 |
144 |
Учебно-тематический план 2-ог года обучения
№ |
Темы программы |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Вводное организационное занятие. |
2 |
— |
2 |
2. |
Творчество и творческие личности. |
10 |
14 |
24 |
3. |
Оператор РВС |
6 |
6 |
12 |
4. |
Вещественно-полевые ресурсы. |
4 |
8 |
12 |
5. |
Композиционное построение литературных произведений. |
6 |
12 |
18 |
6. |
Выявление и разрешение противоречий. |
6 |
10 |
16 |
7. |
Моделирование. |
6 |
12 |
18 |
8. |
Что такое талантливое мышление. |
4 |
10 |
14 |
9. |
Модель задачи. |
6 |
8 |
14 |
10 |
Воспитательная работа. |
12 |
12 |
|
Итого: |
50 |
94 |
144 |
Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
№ |
Тема занятия |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Вводное организационное занятие Првила техники безопасности и противопожарной защиты. Организация рабочего места. |
2 |
— |
2 |
2. |
История развития творческого мышления. |
4 |
— |
4 |
2.1 |
А.В. Хуторской- эвристика как наука творческого мышления. |
2 |
— |
2 |
2.2 |
Метод Сократа |
2 |
— |
2 |
3. |
Устное народное творчество и его жанры. |
18 |
24 |
42 |
3.1 |
Фольклор обрядовый и необрядовый. |
2 |
2 |
4 |
3.2 |
Календарный-песни масленичные, рождественские колядки, веснянки и др. |
2 |
2 |
4 |
3.3 |
Семейный-свадебные песни, причитания, семейные рассказы, колыбельные. |
2 |
2 |
4 |
3.4 |
Окказиональный-заклинания, считалки, заговоры, заклички. |
2 |
4 |
6 |
3.5 |
Необрядовый фольклор: народная драма-религиозная, вертепная, театр Петрушки. |
3 |
5 |
8 |
3.6 |
Народная поэзия-баллады, былины, духовные стихи, лирические песни, частушки, детские песни-стихи. |
3 |
5 |
8 |
3.7 |
Фольклорная проза. |
2 |
2 |
4 |
3.8 |
Фольклор речевой изустный. |
2 |
2 |
4 |
4. |
История создания технологии творческого мышления. |
6 |
— |
6 |
4.1 |
Г.С. Альтшулер-создатель технологии творческого мышления. |
2 |
— |
2 |
4.2 |
Технология творческого мышления и современность. |
2 |
— |
2 |
4.3 |
Теория решения изобретательских задач в культуре, искусстве и литературе. |
2 |
— |
2 |
5. |
Методы творческого мышления. |
6 |
16 |
22 |
5.1 |
Методы активизации творческого мышления. Мозговой штурм А. Осборна. |
3 |
8 |
11 |
5.2 |
Метод проб и ошибок. Противоречия-клюя к решению задач. |
3 |
8 |
11 |
6. |
Жанры литературных произведений. |
16 |
12 |
28 |
6.1 |
Определение жанров: по форме; |
|||
6.2 |
по содержанию. |
|||
7. |
Идеальный конечный результат. |
4 |
6 |
10 |
7.1 |
Решение задачи «с конца». |
2 |
2 |
4 |
7.2 |
Сочинение сказки «с конца» как способ обдумывания темы. |
2 |
4 |
6 |
8. |
Метод фокальных объектов. |
4 |
14 |
18 |
8.1 |
Создание на основе метода ёлочной игрушки. |
1 |
1 |
|
8.2 |
Подбор эпитетов на основе метода. |
1 |
1 |
|
8.3 |
Описание человека на основе метода. |
2 |
2 |
|
8.4 |
Описание объекта неживой природы. |
2 |
2 |
|
8.5 |
Описание объекта живой природы. |
2 |
2 |
|
8.6 |
Описание внутреннего мира неживого. |
2 |
2 |
|
8.7 |
Описание внутреннего мира живого. |
2 |
2 |
Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения
№ |
Тема занятия |
Теория |
Практика |
Всего |
1. |
Вводное организационное занятие. Првила техники безопасности и противопожарной защиты. Организация рабочего места. |
2 |
— |
2 |
2. |
Творчество и творческие личности. Что такое творчество. Стереотипы творческой личности. |
10 |
14 |
24 |
2.1 |
Поиск общих закономерностей в сдуьбах, характерах и творчестве известных учёных, изобретателей, писателей, художников, полководцев. |
4 |
4 |
8 |
2.2 |
Качества творческой личности и структура деятельности. |
2 |
6 |
8 |
2.3 |
Противоречия в жизни творческой личности. |
2 |
2 |
4 |
2.4 |
Противоречия в художественном произведении. |
2 |
2 |
4 |
3. |
Оператор РВС. Изменение времени действия и стоимости системы. |
6 |
6 |
12 |
3.1 |
Увеличение и уменьшение размеров системы в пределах от бесконечности до нуля. |
2 |
2 |
4 |
3.2 |
Время действия конфликта увеличиваем и уменьшаем в пределах от бесконечности до нуля. |
2 |
2 |
4 |
3.3 |
Стоимость увеличиваем и уменьшаем от бесконечности до нуля. |
2 |
2 |
4 |
4. |
Вещественно-полевые ресурсы надсистемы. |
4 |
8 |
12 |
4.1 |
Внутрисистемные вещественно-полевые ресурсы. |
2 |
4 |
6 |
4.2 |
Внешнесистемные вещественно-полевые ресурсы. |
2 |
4 |
6 |
5. |
Знакомство с композиционным построением литературных произведений на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». |
6 |
12 |
18 |
5.1 |
Композиция как закономерность. |
2 |
4 |
6 |
5.2 |
Пропорциональное построение композиции. |
2 |
4 |
6 |
5.3 |
Основные элементы композиции. |
2 |
4 |
6 |
6. |
Выявление и арзрешение противоречия путём разделения противоречивых свойств в пространстве и во времени. |
6 |
10 |
16 |
6.1 |
Цепочка противоречий. Понятие о системе. |
2 |
4 |
6 |
6.2 |
Система как структурная единица. |
2 |
2 |
4 |
6.3 |
Система, над- и подсистема как единое целое. |
2 |
4 |
6 |
7. |
Моделирование. |
6 |
12 |
18 |
7.1 |
Моделирование окружающего мира маленькими человечками как способ анализа природы или явления. |
1 |
2 |
3 |
7.2 |
Построение моделей окружающей природы. |
1 |
2 |
3 |
7.3 |
Моделирование процессов взаимодействия веществ и предметов. |
2 |
4 |
6 |
7.4 |
Моделирование с использованием стихов. |
2 |
4 |
6 |
8. |
Что такое талантливое мышление. |
4 |
10 |
14 |
8.1 |
Уровни мышления как показатель талантливости. |
2 |
4 |
6 |
8.2 |
Девять экранов талантливого мышления. |
2 |
6 |
8 |
9. |
Модель задачи в технических, социальных и сказочных системах. |
6 |
8 |
14 |
9.1 |
Решение задачи путём достраивания технического, социального треугольника. |
2 |
2 |
4 |
9.2 |
Решение сказочной задачи. Построение и решение собственной сказочной задачи. |
4 |
6 |
10 |