Программа «У Лукоморья»

Программа по развитию творческого мышления « У Лукоморья » социально-педагогической ориентации, направлена на развитие литературных способностей детей, формирование интереса к устному народному слову и воспитанию патриотизма.

Актуальность программы заключается в создании условий для развития мотивации к познанию и творчеству и творческой самореализации личности ребёнка.

Цель программы: обучение технологиям творческого мышления, развитие литературных способностей, воспитание патриотизма.

Задачи: знакомство с историей возникновения и развития технологий творческого мышления, изучение основных технологоческих методов творческого мышления, изучение основ создания литературных произведений.

Развитие образного мышления, индивидуальности при создании литературных произведений. Воспитание бережного и уважительного отношения к устному народному творчеству, воспитание культуры речи, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Отличительной особенностью данной программы является то, что изучая методы творческого мышления, ребёнок может создавать литературные произведения, в соотвнтствии со своими интересами, в различных жанрах.

В программе участвуют дети от 5-ти до 14 лет.

Срок реализации программы 2 года.

Занятия проводятся:

  • 1-ый год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа;
  • 2 -ой год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы занятий — сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения будут знать: краткую историю создания технологии творческого мышления, отличительные особенности устного народного творчества и их классификацию, теоретические сведения о простых технологических методах творческого мышления.

Уметь: применять простые технологические методы творческого мышления на практике, сочинять несложные литературные произведения ( сказки, рассказы, небылицы).

В результате реализации программы учащиеся второго года обучения будут знать: основные технологические методы творческого мышления, теоретические сведения об основах создания литературных произведений.

Уметь: применять в своей деятельности методы творческого мышления, сочинять литературные произведения ( проза, поэзия, эссе).

Результативность обучения будет проверяться помощью написания литературных произведений на заданную тему, на свободную тематику. Оценивается оригинальность сюжета и его развитие.

Формами подведения итогов станут участие в литературных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Темы программы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное организационное занятие

2

2

2.

История развития творческого мышления

4

4

3.

Устное народное творчество и его жанры

18

24

42

4.

История создания технологии творческого мышления

6

6

5.

Методы творческого мышления

6

16

22

6.

Жанры литературных произведений

16

12

28

7.

Литературное произведение как идеальный конечный результат.

4

6

10

8.

Метод фокальных объектов.

4

14

18

9.

Воспитательная работа.

12

12

Итого:

60

84

144

Учебно-тематический план 2-ог года обучения

Темы программы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное организационное занятие.

2

2

2.

Творчество и творческие личности.

10

14

24

3.

Оператор РВС

6

6

12

4.

Вещественно-полевые ресурсы.

4

8

12

5.

Композиционное построение литературных произведений.

6

12

18

6.

Выявление и разрешение противоречий.

6

10

16

7.

Моделирование.

6

12

18

8.

Что такое талантливое мышление.

4

10

14

9.

Модель задачи.

6

8

14

10

Воспитательная работа.

12

12

Итого:

50

94

144

Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное организационное занятие

Првила техники безопасности и противопожарной защиты.

Организация рабочего места.

2

2

2.

История развития творческого мышления.

4

4

2.1

А.В. Хуторской- эвристика как наука творческого мышления.

2

2

2.2

Метод Сократа

2

2

3.

Устное народное творчество и его жанры.

18

24

42

3.1

Фольклор обрядовый и необрядовый.

2

2

4

3.2

Календарный-песни масленичные, рождественские колядки, веснянки и др.

2

2

4

3.3

Семейный-свадебные песни, причитания, семейные рассказы, колыбельные.

2

2

4

3.4

Окказиональный-заклинания, считалки, заговоры, заклички.

2

4

6

3.5

Необрядовый фольклор:

народная драма-религиозная, вертепная, театр Петрушки.

3

5

8

3.6

Народная поэзия-баллады, былины, духовные стихи, лирические песни, частушки, детские песни-стихи.

3

5

8

3.7

Фольклорная проза.

2

2

4

3.8

Фольклор речевой изустный.

2

2

4

4.

История создания технологии творческого мышления.

6

6

4.1

Г.С. Альтшулер-создатель технологии творческого мышления.

2

2

4.2

Технология творческого мышления и современность.

2

2

4.3

Теория решения изобретательских задач в культуре, искусстве и литературе.

2

2

5.

Методы творческого мышления.

6

16

22

5.1

Методы активизации творческого мышления. Мозговой штурм А. Осборна.

3

8

11

5.2

Метод проб и ошибок.

Противоречия-клюя к решению задач.

3

8

11

6.

Жанры литературных произведений.

16

12

28

6.1

Определение жанров: по форме;

6.2

по содержанию.

7.

Идеальный конечный результат.

4

6

10

7.1

Решение задачи «с конца».

2

2

4

7.2

Сочинение сказки «с конца» как способ обдумывания темы.

2

4

6

8.

Метод фокальных объектов.

4

14

18

8.1

Создание на основе метода ёлочной игрушки.

1

1

8.2

Подбор эпитетов на основе метода.

1

1

8.3

Описание человека на основе метода.

2

2

8.4

Описание объекта неживой природы.

2

2

8.5

Описание объекта живой природы.

2

2

8.6

Описание внутреннего мира неживого.

2

2

8.7

Описание внутреннего мира живого.

2

2

Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное организационное занятие.

Првила техники безопасности и противопожарной защиты.

Организация рабочего места.

2

2

2.

Творчество и творческие личности.

Что такое творчество. Стереотипы творческой личности.

10

14

24

2.1

Поиск общих закономерностей в сдуьбах, характерах и творчестве известных учёных, изобретателей, писателей, художников, полководцев.

4

4

8

2.2

Качества творческой личности и структура деятельности.

2

6

8

2.3

Противоречия в жизни творческой личности.

2

2

4

2.4

Противоречия в художественном произведении.

2

2

4

3.

Оператор РВС. Изменение времени действия и стоимости системы.

6

6

12

3.1

Увеличение и уменьшение размеров системы в пределах от бесконечности до нуля.

2

2

4

3.2

Время действия конфликта увеличиваем и уменьшаем в пределах от бесконечности до нуля.

2

2

4

3.3

Стоимость увеличиваем и уменьшаем от бесконечности до нуля.

2

2

4

4.

Вещественно-полевые ресурсы надсистемы.

4

8

12

4.1

Внутрисистемные вещественно-полевые ресурсы.

2

4

6

4.2

Внешнесистемные вещественно-полевые ресурсы.

2

4

6

5.

Знакомство с композиционным построением литературных произведений на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба».

6

12

18

5.1

Композиция как закономерность.

2

4

6

5.2

Пропорциональное построение композиции.

2

4

6

5.3

Основные элементы композиции.

2

4

6

6.

Выявление и арзрешение противоречия путём разделения противоречивых свойств в пространстве и во времени.

6

10

16

6.1

Цепочка противоречий. Понятие о системе.

2

4

6

6.2

Система как структурная единица.

2

2

4

6.3

Система, над- и подсистема как единое целое.

2

4

6

7.

Моделирование.

6

12

18

7.1

Моделирование окружающего мира маленькими человечками как способ анализа природы или явления.

1

2

3

7.2

Построение моделей окружающей природы.

1

2

3

7.3

Моделирование процессов взаимодействия веществ и предметов.

2

4

6

7.4

Моделирование с использованием стихов.

2

4

6

8.

Что такое талантливое мышление.

4

10

14

8.1

Уровни мышления как показатель талантливости.

2

4

6

8.2

Девять экранов талантливого мышления.

2

6

8

9.

Модель задачи в технических, социальных и сказочных системах.

6

8

14

9.1

Решение задачи путём достраивания технического, социального треугольника.

2

2

4

9.2

Решение сказочной задачи. Построение и решение собственной сказочной задачи.

4

6

10